Всё взято с сайта "Ликбез
Для Гитаристов". Огромное
Спасибо за материал Сергею
Терентьеву!
Выбор
гитары
прежде всего определяется тем,
какую музыку Вы хотите на ней
исполнять. В зависимости от
этого можно выбрать себе
акустическую или электрогитару
определенной ценовой категории,
фирмы, модели. Вопрос
соответствия различных типов и
моделей гитар тем или иным
музыкальным стилям требует
отдельного большого разговора, к
тому же большую роль играют Ваши
личные предпочтения и опыт. Но
даже когда Вы уже точно
определились с фирмой-изготовителем,
ценовой категорией и моделью
гитары, которую хотели бы
приобрести, выбор на этом не
заканчивается. Двух абсолютно
одинаковых гитар не существует,
поэтому среди, на первый взгляд,
одинаковых гитар одной и той же
фирмы и модели обязательно есть
экземпляры гораздо лучше и
гораздо хуже своих "собратьев"
по серии. Поэтому сейчас я хочу
поговорить об общих принципах
выбора качественного
инструмента, на котором Вам
понравилось бы играть. Это
особенно важно для начинающих
гитаристов, так как получения
удовольствия от занятий музыкой
- непременное условие успеха, а с
плохим, некачественным
инструментом добиться
удовлетворительных результатов
тяжело..
Естественно, чем
больше у Вас опыта игры на гитаре,
тем легче сделать осознанный
выбор самому. Если же опыта мало
или вообще нет, то обязательно
попросите кого-нибудь помочь Вам.
Не обязательно приглашать очень
"крутого" гитариста, просто
найдите человека, который
понимает в гитаре больше, чем Вы,
и согласен помочь - осмотреть
гитару и поиграть на ней вместо
Вас, чтобы помочь Вам решить,
брать ее или нет.
Хочу сделать небольшое
отступление и поговорить о
подержанных гитарах.
Я давно перестал покупать новые
гитары.
Почему ? Чем "старые" гитары
лучше новых ?
Ниже следует ода подержанным
гитарам.
· Древесине
свойственно терять влагу, этот
процесс продолжается в течение 5
- 10 лет. Поэтому новые гитары
продолжают естественным образом
"усыхать" и после
приобретения. Высыхание
древесины и усадка краски и лака
на поверхности инструмента
неизбежно влечет за собой
изменение формы и акустических
свойств, в результате чего
довольно часто появляются так
называемые "волчки"(
диссонирующие колебания при
извлечении звука), а из-зе
деформации грифа гитара может
потерять способность правильно
строить.. Гитара "в возрасте",
при условии правильного
хранения, уже такой сюрприз
преподнести не может.
· У подержанной
гитары все изъяны, если они есть,
как правило, уже налицо, то есть
это всегда более честный вариант,
чем новая гитара в магазине.
· Постоянно
находящиеся в употреблении
гитары "разыгрываются", т.е.
начинают звучать более
музыкально и приобретают свой
неповторимый голос (искушенный
гитарист всегда сможет отличить,
даже по короткому фрагменту
импровизации, игру Ричи Блэкмора
от игры Закка Уайлда или Джо
Сатриани). Интересно, что с
каждым новым хозяином
инструмент обретает новый "голос",
звучит по-иному. Гитара Gibson Les Paul,
на которой я играю последние 3
года, была сделана в 1969 году. До
меня на ней играл джазовый
музыкант, и поверьте, звучала она
совсем иначе, чем сейчас.
Понадобился почти год
постоянной игры на этой гитаре,
для того чтобы у нее появился "новый
голос". Приобретая эту гитару,
я оценивал спектр ее звучания,
акустические параметры и уже
потом технические
характеристики - почти любая
старая гитара требует
реставрации.
· Подержанная
гитара - всегда выигрыш в цене.
Обязательно есть те или иные
мелкие недостатки (царапины,
сколы, потертости), которые
совсем не влияют на звук, но
значительно снижают цену на
инструмент. Исключением
являются инструменты старше 6 - 10
и более лет со дня изготовления,
это возраст гитары, начиная с
которого она начинает дорожать.
Речь идет об
оригинальных инструментах типа
Gibson, Fender, Musicman и т.д.
Их дешевые копии, сделанные в
Китае, Индонезии, Корее и др.
странах обычно остаются в том же
ценовом диапазоне и с годами
только дешевеют( хороший звук во
все времена стоил довольно
дорого). Понятно, что неважное
качество изготовления не
способстует долголетию...
например, из-за некачественного
клея гитара может через
несколько лет просто
развалиться на части. Такой "сюрприз"
однажды произошел с моим
знакомым на концерте. Поэтому
будьте внимательны в отношении
дешевых китайских инструментов
с неизвестными никому
названиями.
· Осмотреть и
послушать подержанную гитару
можно непосредственно у хозяина,
что бывает более комфортно, чем в
магазине - культура обслуживания
еще есть далеко не везде.
Единственный возможный
недостаток связан с менее
долговечными частями гитары,
изготовленными из металла. У "акустики"
это колки и лады, у электрогитары
таких деталей гораздо больше. Им
свойственно изнашиваться, но их
не так трудно заменить, поэтому
не пугайтесь и внимательнее
оцените инструмент - если в
остальном гитара Вас устраивает,
то этот несложный ремонт вполне
оправдан. В общем, я еще раз
рекомендую Вам не переплачивать
деньги в магазине и стараться
найти достойный подержанный
инструмент. (Особенно если Вы -
начинающий гитарист, а денег
почти нет. Не так уж и сложно
найти человека, который отдаст
Вам побывавший в употреблении
вполне пригодный для игры
инструмент за те же или чуть б?льшие
деньги, чем Вы бы выложили в
магазине за дешевые "дрова").
Найти подержанные гитары можно
по объявлениям в местных газетах
или в Интернете (форумы сайтов http://www.guitar.ru/
, http://www.guitars.ru/
, http://www.guitarist.ru/
,
www.moline.ru и т.д.).
Чем
руководствоваться при выборе
гитары ?
Самый первый принцип - гитара
должна привлекать, вызывать
желание играть на ней. Обратите
внимание на ту гитару, которая
нравится Вам внешне. Если
инструмент сразу не понравился,
лучше не брать его даже
бесплатно - наверняка будет
неохота на нем играть. Занятия
без желания, через силу рано или
поздно вызовут отвращение,
особенно на ранних стадиях,
поэтому выбор первого
инструмента я считаю очень
важным делом.
Затем следует
познакомиться с понравившейся
гитарой поближе. При выборе как
акустической, так и
электрогитары существуют свои
тонкости, но и в том, и в другом
случае я предлагаю такие
критерии отбора:
- отсутствие видимых дефектов;
- качество звучания;
- удобство игры.
Конечно, нужна поправка на
ценовую категорию данной гитары.
Для совсем дешевых гитар на
первое место выходит отсутствие
явного брака, а, например, среди
хорошо звучащих дорогих гитар
встречаются не совсем удобные
для игры инструменты (например,
гитары с толстым грифом, как
правило, это оригинальные,
изготовленные в США гитары фирм
Gibson, Jackson).
Итак, приступаем
непосредственно к делу!
Рассмотрим выбор акустической
гитары, т.к. большинство
гитаристов начинает свой путь
именно с этого инструмента..
Прежде всего - "внешний
досмотр".
а) Корпус гитары.
· Есть явные
дефекты древесины (сучки и т.п.),
корпус несимметричный, кривой -
это брак ( чаще встречается у
совсем дешевых инструментов).
· Древесные
волокна на верхней деке (см.
рисунок или фото) должны идти
вдоль корпуса - если они идут
вкось, то корпус будет хуже
резонировать и звук гитары будет
гораздо хуже; то же самое
касается и нижней деки.
·
Струнодержатель должен быть
приклеен к корпусу ровно и без
щелей. При необходимости мастер
может переклеить его, но для
дешевого инструмента такая
несложная операция составит
существенную часть его цены.
· Для нового
инструмента обязателен
безупречный внешний вид. У
подержанной гитары обязательно
будут мелкие трещины, царапины и
прочие отметины. Обычно это
чисто косметические дефекты. Не
влияя на звук, они снижают цену
инструмента, а это Вам на руку.
При желании их можно легко
устранить.
б) Гриф.
· Посмотрите на
гриф под небольшим углом по
направлению от колков и при
хорошем свете. Если края грифа не
параллельны друг другу (проще
говоря - гриф кривой), то такой
инструмент будет иметь
несовершенный строй и проблемы
со звуком (струны задевают за
лады), что вряд ли понравится и
исполнителю и слушателю.
· Древесные
волокна также должны быть
расположены вдоль грифа, а не
наискось, т.к. это грозит
деформацией грифа в будущем.
Крашеный инструмент не
позволяет определить
направление волокон древесины, и
перед Вами оказывается "кот в
мешке", поэтому я рекомендую
приобретать инструменты, на
которых можно без труда
определить расположение волокон
древесины.
· Если гриф
крепится к корпусу гитары винтом,
то обязательно будет просвет
между грифом и верхней декой, но
если это гитара с вклеенным
грифом, то не должно быть
никакого промежутка.
· На грифе или в
месте крепления его к корпусу
могут быть трещины. Рано или
поздно такой гриф придется
заменить, а стоимость ремонта
дешевого инструмента может
превысить уплаченную за него
сумму.
· Лады на грифе
должны быть ровными и
параллельными друг другу, плотно
подогнаны к грифу и не выступать
за край. Слишком массивные и
высоко выступающие над грифом
лады - риск получить травму при
скольжении рукой вдоль грифа. У
подержанной гитары на ладах
могут быть выемки, желобки - лады
"сработались" от игры.
Мастер может отшлифовать лады
или вообще заменить их (самостоятельно
это делать не рекомендую, легко
сделать еще хуже, чем было - я уже
имею подобный отрицательный
опыт).
Теперь проверим, как
гитара звучит. По достоинству
оценить гитару можно, только
поставив на нее новые хорошие
струны. Старые струны, как
правило, имеют не самый лучший
звук и могут не строить даже на
самой лучшей гитаре. Покупая
гитару с рук, я всегда имею при
себе новый комплект струн, что
позволяет получить реальную
картину ее звучания и избежать
впоследствии разочарования -
купить гитару легко, продать
сложно!
·
Устанавливая новые струны и
настраивая гитару, Вы проверяете
работу колков. При натягивании
или ослаблении струн они должны
вращаться свободно, без люфта,
шатания, струна должна
натягиваться с контролируемым
усилием. Плохая работа колкового
механизма сделает настройку
гитары неудобной или даже
невозможной. Колки можно
приобрести отдельно и заменить,
но делать это надо внимательно,
потому что есть разные модели
колков, разного устройства и
размеров, которые могут не
подойти к данной гитаре.
· Настроив
гитару, сначала имеет смысл
просто сыграть на ней все
возможные ноты, то есть на
открытых струнах и на каждой
струне от первого до последнего
лада, проверить, все ли ноты
извлекаются (для акустической
гитары без "рога" дальше 12-15
лада проверять не стоит). Затем
поиграйте хорошо известные Вам
произведения (или послушайте,
как их играет другой человек,
если Вы еще не умеете играть).
Довольно быстро можно составить
впечатление, насколько эта
гитара удобна для игры и
насколько хорошо она строит.
· Возможные
проблемы в этом случае:
° Гитара настраивается
нормально, но не строит в
отдельных областях грифа.
Возможно, Вы просмотрели
определенные изъяны -
искривленный гриф, неровные лады.
В принципе идеально строящих
гитар не существует,
незначительные проблемы со
строем могут быть и у
качественно выполненных дорогих
гитар, а у более дешевых - и
подавно. Но тут допустим только
минимальный компромисс. Игра на
инструменте, который
недостаточно хорошо строит, не
позволяет выработать хороший
музыкальный слух и приносит мало
удовольствия.
° На гитаре тяжело играть, струны
с трудом удается прижать к ладам.
В этом случае струны стоят
слишком высоко над грифом. Этот
недостаток можно устранить: у
гитары с грифом на винте -
регулировкой высоту струн над
грифом с помощью ключа, у гитары
с вклеенным грифом - заменой или
стачиванием порожка
струнодержателя (косточки). Если
трудно прижимать струны на 1-2
ладах, то необходимо углубить
прорези в верхнем порожке,
деликатно проточив их надфилем.
Как и все разрушительные
операции, это дело необратимо,
поэтому часто кончается просто
заменой порожка.
° Струны при игре бьются о лады и
звенят. В этом случае они
находятся слишком близко к грифу,
возможно, пытаясь решить
предыдущую проблему, вы
переусердствовали. Требуется
найти такое положение струн,
чтобы они не звенели о лады, но в
то же время их было бы легко
прижимать. Принимаем те же меры,
что в предыдущем пункте, только
"в другую сторону" -
регулировка грифа, замена
верхнего или нижнего порожка на
более высокие. Рекомендуемая
высота струн - 1мм на 1 ладу, 2-3 мм
на 12 (от струны до порожка). Для
акустики с нейлоновыми струнами
допустимо большее расстояние.
·
Теперь, если нет больших проблем
со строем и с удобством игры,
можно сосредоточиться на
звучании гитары. Поиграйте на
ней еще и еще, прислушайтесь к
ней, оправдывает ли гитара свою
цену, нравится ли Вам ее звук.
На этом все разумные
виды проверки можно считать
законченными. За Вами остается
окончательный ответ на вопрос
"Брать или не брать?"
Теперь поговорим об
электрогитаре.
Практически все, что было
сказано выше про акустическую
гитару в плане качества
изготовления и удобства игры,
остается в силе:
· корпус гитары
без дефектов изготовления,
пороков древесины, волокна идут
вдоль деки, что улучшает
резонирующие свойства корпуса;
· неискривленный
гриф без дефектов (допускается
незначительный прогиб внутрь);
· древесные
волокна на грифе направлены
вдоль него;
· лады ровные,
параллельны друг другу, удобны
для игры.
Но есть и свои особенности. У
акустики единственный механизм -
колки, а у электрогитары имеются
и другие механические детали:
более сложно устроены
струнодержатель и нижний
порожек, может иметься тремоло-машина,
фиксирующий струны верхний
порожек (locking nut), ретейнеры,
другие детали.
Поэтому проверка работы
механических частей
электрогитары требует
отдельного внимания. Убедитесь,
что все, что должно работать,
работает: струны регулируются по
высоте на нижнем порожке,
функционирует тремоло.
Исследуя звучание электрогитары,
проверяем состояние и работу ее
электроники - звукоснимателей,
внутренних проводов,
переключателей, ручек громкости
и тембра. Послушайте все
звукосниматели, если позволяет
конструкция, то и в разных
сочетаниях. Не прекращая играть,
переключайте звукосниматели,
вращайте ручки - посторонний
скрип, скрежет означает, что
требуетсяя замена регулятора
громкости и т.п.
Главное в гитаре - дерево, все
остальное стареет и подлежит
замене. Поэтому, если Вам
нравится гитара, не брать ее по
причине изношенных колков или
шипящей ручки регулятора
громкости было бы глупо. Для
подержанной гитары это простой и
совершенно необходимый ремонт.
Чрезвычайно важно знать о том,
что даже хорошая электрогитара
без качественного звукоусиления
теряет всякий смысл. Для
тестирования инструмента
рекомендую использовать
усилители или комбо следующих
фирм: Marshall, Fender, Laney, Mesa Boogie, Hughes&Kettner.
Cуществуют два известных мне
типа усилителей - ламповые и
транзисторные. Ламповые
усилители , в отличие от
транзисторных, передают
натуральный звук гитары и
помогут быстрее
сориентироваться в выборе
инструмента и сформировать вкус
к звуку( об усилителях и обо всем,
что имеет отношение к
формированию качественного
звука мы более подробно
остановимся в специальном
разделе позже). Говоря кратко,
имейте в виду, что хорошая гитара
покажет себя лучше всего на
хорошем аппарате (и плохая тоже
покажет, насколько она плоха) , а
на дешевой аппаратуре разница в
качестве звука хороших и плохих
гитар может быть минимальной.
Если все стадии проверки
прошли нормально - поздравляю
Вас с приобретением!
:: Предыдущая ::
Начальная :: Далее
::
|